Типы смазочных материалов
Существует
ряд классификаций смазочных материалов по назначению, но ни одна из них не
отображает существующего многообразия смазок и масел. Поэтому приведем общие
сведения про основные группы смазочных материалов, применяемых в автомобильной
сфере.
Моторные
масла - это смазочные масла, используемые в поршневых двигателях
для уменьшения трения скольжения и износа деталей и узлов, отвода тепла от
трущихся поверхностей и уплотнения зазоров в цилиндропоршневых группах.
Моторные масла подвергаются значительным механическим и термическим
воздействиям. Они не должны сильно разжижаться топливом, образовывать осадки и
смолистые отложения, терять текучесть при низких температурах, вспениваться и
интенсивно испаряться. Должны обладать хорошими противоизносными и
антифрикционными свойствами, не вызывать коррозию металлов и не разрушать
другие материалы, используемые в двигателях.
Современные
моторные масла подразделяются на три основные вида: минеральные (Mineral), синтетические (Fully Synthetic), частично синтетические (Semi Synthetic, Teilesyntetisches). Все они состоят из
базовых масел и точно подобранного пакета присадок, который вводится для
улучшения эксплуатационных свойств. Для надежного смазывания двигателя и
обеспечения его ресурса все моторные масла должны отвечать целому комплексу
требований.
Вязкостно-температурные
свойства масла (определяются классификацией SAE J300)
должны обеспечить:
- прокручивание двигателя стартером при низкой
температуре и беспрепятственное продвижение масла по масляной системе. Для
этого вязкость масла не должна быть чрезмерной.
- при высокой температуре - надежность масляной
пленки между трущимися деталями и поддержание необходимого давления в
смазочной системе. Для этого масло не должно иметь очень малую вязкость.
Применяемый
пакет присадок должен обеспечивать дополнительно:
- защиту от механического износа;
- стойкость масла к старению и предотвращение
окисления, приводящего к потере свойств (изменение вязкости, увеличение
коррозионной активности, склонности к образованию отложений и т. д.);
- чистоту
деталей двигателя;
- предотвратить «слипание» частиц загрязнений и
поддерживать их во взвешенном состоянии, не допуская возможности образования
отложений;
-
предотвратить коррозию деталей двигателя, выполненных из сплавов цветных
металлов.
Трансмиссионные масла применяют
в коробках передач, мостах, раздаточных коробках, механизмах рулевого
управления, то есть везде, где вращающий момент передается либо зубчатыми
парами, либо посредством самого масла, как, например, в гидромеханических
передачах. Как правило, зубчатые передачи и находящиеся внутри агрегатов
подшипники смазываются погружением в масло и разбрызгиванием. Однако бывают
конструкции, в которых такой смазки недостаточно. Тогда делается принудительный
подвод масла под давлением.
Для обеспечения работоспособности механизмов
трансмиссионные масла должны обладать определенными свойствами и выполнять
следующие функции:
-
предотвращать износ поверхностей трения за счет образования стойкой масляной
пленки;
- снижать потери на трение в зубчатых
зацеплениях;
- отводить теплоту от поверхностей трения;
- удалять продукты износа из зон трения;
-
защищать детали от коррозии:
- снижать ударные нагрузки на шестерни, вибрации
и шум, уплотняя зазоры между поверхностями трения.
Разнообразие техники, видов трансмиссий, режимов
и условий их эксплуатации привело к многообразию вырабатываемых трансмиссионных
масел. Это, в свою очередь, вызвало необходимость разработки и применения
классификаций этих масел, которые позволяют правильно решить вопрос выбора
сорта масла для каждой конкретной конструкции трансмиссии.
Пластичные
смазки
(консистентные смазки, от лат. consisto - состою, застываю,
густею), мазе- или пастообразные смазочные материалы, получаемые введением
твердых загустителей в жидкие нефтяные или синтетические масла и их смеси. Как
правило, пластичные смазки (в литературе их для краткости часто называют просто
смазками) - трехкомпонентные коллоидные системы, содержащие дисперсионную среду
(жидкая основа), дисперсную фазу (загуститель), модификаторы структуры и
добавки (наполнители, присадки). Благодаря высокой концентрации коллоидные
частицы загустителя образуют структурный каркас, в ячейках которого прочно
удерживается масло. Благодаря этому пластичные смазки имеют уникальное свойство
- сочетание свойств жидкого и твердого вещества. Пластичные смазки применяют
там. где нет возможности полноценно использовать жидкие масла - то есть быстро
их обновлять. К примеру, около 90% всех подшипников качения в мире смазываются
именно пластичными смазками.
Кстати, консистентные смазки были придуманы
человечеством еще тогда, когда ни моторного масла, ни самого мотора не было и в
проекте, а единственным «двигателем» четырех и двухколесной «техники» была
лошадь. Древние египтяне обратили внимание, что при смазывании осей боевых
колесниц растительным маслом или животным жиром с добавлением кальция
уменьшается неприятный скрип, да и «подвеска» живет дольше. Первые упоминания
об этом явлении относятся к IV тыс. до нашей эры.
Компрессорные
масла -
используются для смазки автомобильных кондиционеров. Это нефтяные или
синтетические масла, для улучшения герметичности камер сжатия, уменьшения
трения и износа, отвода теплоты в поршневых и роторных компрессорах.
В зависимости от того, какие требования
предъявляются к компрессорному маслу, и в каких областях планируется его
применение, компрессорные масла подразделяются на различные классы:
- компрессорные масла, предназначенные для
смазывания поршневых и ротационных компрессоров;
- компрессорные масла, предназначенные для
обеспечения работоспособности турбокомпрессорных машин;
- компрессорные масла, предназначенные для
смазывания узлов и деталей холодильных компрессоров.
Гидравлические
масла (жидкости) - применяются в гидросистемах различных исполнительных механизмов.
Поскольку их основной функцией является приведение последних в действие за счет
гидростатического давления, их часто называют гидравлическими жидкостями.
Гидравлические жидкости на нефтяной основе готовят с использованием
глубокоочищенных базовых масел и антиокислительных, антикоррозионных,
противоизносных, вязкостных, антифрикционных и антипенных присадок. Широко
применяются гидравлические жидкости и без присадок.
Источник:
autoExpert
|