Подделки на рынке масел
Теория
контрафакта
Подделывают в
странах бывшего СССР все, начиная от консервов и заканчивая электроникой.
Моторные масла не стали исключением. К примеру, в России изготовление подделок
приобрело весьма широкий размах. По разным данным, там продается до 30%
поддельных или некачественных масел, до 40% таких же непригодных к
использованию охлаждающих жидкостей и до 50% тормозных. Российские коллеги даже
выработали своеобразную «классификацию» некондиционных смазок, которую мы
приводим ниже.
1. В фирменную тару вместо моторного заливают индустриальное масло или базовую
основу для изготовления любого из моторных масел.
2. Моторное масло разбавляют перед продажей тем же индустриальным маслом.
3. В индустриальное масло добавляют одну из самых дешевых присадок –
загуститель. Подделанные таким образом масла имеют терпимые вязкостные
характеристики, однако практически не обладают запасом эксплуатационных
свойств.
4. Фирменную тару заполняют моторным маслом боле низкого качества, чем указано
на этикетке.
Чем
грозит?
Рассмотрим вкратце, чем опасны поддельные продукты для двигателя автомобиля.
Мошенники экономят на составляющих продукта. В первую очередь – на присадках,
ведь они формируют львиную долю стоимости готового масла. И, что более важно, отвечают
за достижение требуемых характеристик. Масло должно обладать множеством
необходимых свойств – поддерживать чистоту двигателя, поддерживая грязь во
взвешенном состоянии, сопротивляться окислению и не допускать коррозию. Именно
за это отвечают вещества, введенные в пакет присадок. Соответственно, «нет
ручек – нет конфетки», то бишь смазка без присадок вообще не способна
поддерживать нормальное функционирование двигателя, даже если «самоделкины»
разлили по канистрам нормальное базовое масло. Впрочем, понятие «нормальное»
тоже очень растяжимое. Ведь вряд ли кто-то будет закупать для подделок масла II
или III, а тем более IV группы по API. Так что недорогая «минералка» без
присадок тоже порадует в морозный день проблематичным запуском двигателя. Если
же в канистре с нелеквидом окажется нечто похуже, то результат не заставит
долго ждать. Давление в масляной системе упадет – забьются фильтр, каналы и иже
с ними.
Это лишь краткий перечень возможных последствий. Но итог один: перед
автовладельцем призрак капремонта замаячит гораздо раньше предписанного
автопроизводителем срока. Для продавца (в лучшем случае) или судебным
разбирательством с последующей выплатой компенсации за ремонт автомобиля.
Потенциальная
жертва
Для
чего создается подделка? Для получения максимальной прибыли при минимальных
затратах. Соответственно, не каждый продукт представляет интерес для
мошенников.
Рынок автомобильных масел условно делится на сегменты:
1. Недорогие продукты (в основном для автомобилей производства СНГ – пожилые
«Камазы», «ВАЗы» и т.д.), соответствующие весьма скромным требованиям ГОСТа.
2. Средний класс. Широко представлен в стране множеством брендов, как
зарубежного, так и украиского происхождения. Продукты обычно изготавливаются на
основе пакетов присадок от известных фирм, соответствуют классам по API и ACEA
(чаще всего не самым «свежим», но подходящим большинству автомобилей
отечественного автопарка – как недорогим иномаркам, так и новым моделям
производства СНГ).
3. Премиум-сегмент. Раскрученные бренды, высшие допуски и весьма впечатляющая
цена.
Эта классификация довольно условна, особенно если учесть, что многие
производители выпускают широкую линейку продуктов, в котрой имеется как дорогая
синтетическая «моторка» класса SM по API, так и «средние» минеральные масла.
Однако раскрученные марки, помимо эксплуатационных характеристик самого масла,
чаще всего отличаются от нераскрученных недешевой упаковкой. Во-первых, форма
самой канистры может быть «фирменной». Во-вторых, на пластике упаковки
выплавлен логотип компании-производителя. В-третьих, этикетки выполнены качественно
и красиво. Также на этикетке в последнее время часто размещают голографический
элемент с логотипом, который наклеивают на этикетку либо даже вплавляют в
пластиковую основу канистры, на ощупь он не имеет краев и не отклеивается. При
таком раскладе подделывать дорогой бренд становится, в общем-то, невыгодно.
Поэтому бытует мнение, что чаще становятся жертвами недорогие и «средние»
масла, потребителями которых являются экономные автомобилисты. Во-первых,
большой спрос, во-вторых – защита попроще. Впрочем, есть и другая сторона
медали. Некоторые специалисты считают, что современная техника подделки
упаковок при условии больших объемах сбыта контрафакта позволяет
фальсификаторам выгодно потратиться на изготовление качественной тары.
Лекарство
Лучшей защитой от «масляного пиратства» является сотрудничество с официальным
поставщиком в стране.
Как
отличить поддельную канистру от «оригинала»?
1. Этикетка
должна быть намертво приклеена всей плоскостью. Если наклейка легко отделяется
от канистры, значит, перед вами, скорее всего фальшивка. Еще лучше, если
этикетки нет вовсе, а все, что нужно знать о масле, напечатано прямо на
канистре.
2. Канистра
должна быть сделана аккуратно. Пробка должна иметь хорошо выраженную защиту
(например, срывное кольцо). Многие серьезные производители нумеруют каждую
канистру, регулярно меняют дизайн или какой-нибудь элемент.
3. Следует
обращать внимание на целостность упаковки и так называемый «контроль вскрытия»
(контрольная «юбка» на пробках канистр мелкой фасовки на 1,4,5 литров и
дополнительная этикетка из специальной бумаги на пробках 10, 20 и 50-литровых
канистр), который невозможно снять без механического разрушения. Если канистра
вскрывалась, контрольная «юбка» и этикета будут нарушены.
4. Следите за
тем, чтобы на этикетках были данные о производителе и дата выпуска.
5. От покупки
масла, разлитого в прозрачные или полупрозрачные полиэтиленовые емкости, лучше
воздержаться. Известные и солидные товаропроизводители в таких канистрах масло
на рынок уже давно не поставляют.
6. Дата
изготовления масла, нанесенная на лицевой части этикетки, и дата изготовления
канистры (если она есть), выдавленная на днище, должны соответствовать.
7. Моторное
масло должно быть прозрачным, не содержать осадка и механических примесей.
Источник: По
материалам autoExpert
|